Завод под ноль! Или дадим 61-му шанс?

04.05.2017 16:05

Недавнее заявление Александра Федоровича Сенкевича по поводу незавидной участи завода им. 61-го коммунара взбудоражило умы общественности и подняло пену народного негодования. Причём, если внимательно разобрать тот «холивар», что вспыхнул на просторах интернета, отчётливо видны два лагеря противостояния. Первый промерский: мол, долой завод, всё под ноль, а на месте стапелей поставим палатку с шаурмой для креативной молодежи. Второй, напротив, воспринял словесную эквилибристику Александра Фёдоровича категорично и агрессивно. В силу стечения обстоятельств, первые оказались в значительном меньшинстве.

Спустя несколько дней, мы можем попробовать дать трезвую оценку речи Николаевского городского головы от 30 апреля 2017 г., которую уже начали разбирать на цитаты. По этому поводу у нас возникло ряд соображений.

Перевились мужи державные на земле Николаевской.

То, что случилось в так называемом «Сердце города» накануне майских праздников, наглядно демонстрирует отсутствие политической культуры, как у самого градоначальника, так и у его окружения. Беззабвенный Никола Макиавелли писал, что задача любого государя избегать народной ненависти и презрения. Публичное высказывание о демонтаже старейшего судостроительного завода, да ещё напротив его же конторы, в городе, где каждая семья, так или иначе связана с судостроением, как раз подводит А.Ф.Сенкевича к этой роковой черте. Разумеется, голова может и не знать таких нюансов, но вот его команда должна была купировать эту глупость ещё на уровне спичрайтеров и PR-менеджеров. Какой вывод из этого следует? Дорогие друзья, нами правят дилетанты, которые к тому же привыкли, что наш брат всякий раз проглатывает любое безобразие подобно милому барашку с японского мультика.

Вникать в причины бедственного экономического положения Николаева никто не собирается. Не говоря о том, чтоб решать накопившиеся проблемы.

Мысль о том, что Николаевское судостроение не конкурентно из-за дороговизны - некорректна. Мало того, имея профессиональных рабочих за 200-300 долларов з/п, мы бы смогли предложить услуги и продукцию на порядок дешевле и качественнее.

Просто судостроение немножко сложней, чем IT-бизнес, здесь нужна инфраструктура, производственные мощности, квалифицированные специалисты и главное соответственная государственная политика.

Корабли строятся долго - от 2-3-х месяцев до 5 и более лет. Поэтому, и судостроительные контракты заключают на 5-10 лет зависимо от износа существующего флота. Мало того, тоже самое касается и судоремонта. Разумеется, никто не будет связываться с предприятием в государстве, которое может менять правила игры несколько раз за год!

Что делать?

Весь комизм случившегося заключается в том, что как желание мера сравнять с землёй старейшую верфь Украины, так и критика в его адрес, просто сотрясание воздуха. Так как пока заводом владеет «Укроборонпром» -всё это разговоры для нищих. Вот уже 25 лет длится деиндустриализация Николаева. «Дормашину» мы уже срыли. В условиях утраты рабочих мест, кадровой и технической деградации городские власти должны бороться, а не поддерживать эти пагубные тенденции, рассказывая о каких-то инвестициях и агентствах развития.

Правда совершенно не ясно, кто и куда будет вкладывать деньги в наш «неконкурентоспособный» город с его лежачими заводами.

Всё ли так плохо с 61-м

Безусловно, возрождение судостроения в прежних советских масштабах не возможно и дело здесь не в популизме вроде: «Мы не сможем дать конкурентную цену» и даже не в банальном разрушении судостроительных предприятий, а в том, что с 1991 г. миновала жизнь целого поколения. За это время мы успели утратить старых квалифицированных рабочих и инженеров, а вот воспитанием их смены просто никто не занимался. Это наши реалии, как и то, что за всё это время 61-му заводу, как и другим верфям просто не дали шанса.

К примеру, где обещанный судоремонт поизносившихся кораблей ВМФ Украины, почему завод им. 61-го коммунара даже не участвовал в тендере на ремонт БПК «Гетьман Сагайдачный»? Почему до сих пор не принят закон о судостроении? И главное, что сделал наш город во избежание сложившейся ситуации? Этот вопросительный список можно продолжить до бесконечности. Но не только у нас судостроение переживает кризис. Почему находящиеся в упадки судоверфи Литвы и Польши удалось переориентировать на более скромный судоремонт? Спрос, на который растёт год от года и прогрессирует. Мы же, имея для этого все инфраструктурные возможности, хотим снести всё под ноль. Мало того в условия развития морской торговли городу просто необходимо предприятие такого профиля. Для этого мы как минимум можем попытаться сохранить и развить профтехническое образование, задержать в городе оставшихся специалистов, воздействовать на Киев для принятия нужных законов и участвовать в поиске эффективного собственника.

Да, берег над Ингулом - благостное место, здесь хорошо будет смотреться элитный микрорайон и развлекательный центр. Вот только для воплощении этой фантазии воспаленного ума надо разрушить завод 1788 г., который не просто дал жизнь Николаеву, он сам был Николаевом, во всяком случае первые 50 лет истории города. Останемся ли мы после этого Николаевцами?

Европа, куда так отчаянно стремится часть нашего общества, бережет свою историю. Именно, поэтому, крупнейшие металлургические заводы Рура (Германия) музеефицированы. Я думаю, что Николаевское адмиралтейство, оно же «Россуд», оно же завод им 61-го коммунара, как минимум заслуживает этого. Разумеется, только в том случае, если у нас с вами не хватит мужества и ума реанимировать ситуацию.