Как «варить воду», наваривая на водопроводной воде

07.09.2016 12:00

Коммунальное предприятие ГКП «Николаевводоканал» всегда было на особом счету. Ведь, как поется в некогда популярной песенке «Без воды – и ни туды, и не сюды…», Николаев всегда страдал от нехватки живительной влаги: и когда воду развозили водолеи на конной тяге, и когда город снабжался солоноватой и горьковатой водой сначала из артезианских скважин, а потом из Ингулецкой оросительной системы, и даже когда построили 70-километровый водовод «Днепр-Николаев» и постепенно избавились от графиков и перебоев в подаче воды.

Но когда воды стало вдоволь, проявилась другая беда – обветшавшая водопроводно-канализационная сеть перестала справляться с транспортировкой необходимого городу большого количества воды, и постоянные порывы труб оправдывали данное городу обидное прозвище «город текущих вод».

Не удивительно, что «отцы города», независимо от политических предпочтений, постоянно заботились о состоянии водоканализационного хозяйства, назначая на предприятие «Николаевводоканал» квалифицированных менеджеров и разными способами обеспечивая его пристойное финансирование и материально-техническое снабжение. Понимали свою ответственность в советский период - перед партийной верхушкой, а потом – перед разгневанными избирателями. Но настали времена, о которых метко говорит народная поговорка «Поганому виду немає стиду».

2014 год «Николаевводоканал», руководимый тандемом Василий Тельпис -Александр Дели, завершил со скромной, но прибылью в несколько миллионов гривен, порывы водопроводной и канализационной сетей к тому времени сошли на нет, хронические долги за электроэнергию – тоже, тариф для населения держался на приемлемом уровне, а процент абонентов, оборудованных приборами учета, приблизился к 85%. Действовала масштабная инвестиционная программа, рассчитанная на несколько лет, позволявшая последовательно заменять прохудившиеся железобетонные канализационные коллекторы пластмассовыми трубами и приступить к программе модернизации городских очистных сооружений, которые всегда были уязвимым местом для городской экологии.

Одновременно руководство водоканала «пробивало» выгодный кредит Международного банка реконструкции и развития, который для экологических целей выдавался под самый низкий процент, но под правительственные гарантии и на условиях софинансирования – часть инвестиционных средств должен был давать городской бюджет.

Много воды утекло из кранов николаевцев, но инвестиционная программа как-то незаметно повернула вспять, а от былых достижений не осталось и следа. Но запах кредитных денег сыграл для предприятия плохую службу: ведь если где-то появляется корыто с кормом, то к нему устремляются… кто? В. Тельписа и Дели принудили уйти в отставку, и началась чехарда директоров, все менее компетентных. И уже 2015 год предприятие закончило с убытками и даже замаячила тень грядущего банкротства.

Как же предотвратить крах жизненно важного стратегического предприятия? Есть один проверенный в последнее время способ – переложить трудности на плечи потребителей воды, то есть населения и бизнеса (опять же населения). А также вытянуть, что можно, из бюджета (снова-таки из карманов населения и бизнеса). Тариф начал расти все ускоряющимися темпами. Об этом замечательно подробно и доказательно рассказано в блоге Станислава Подъячева http://nikvesti.com/blogs/show/10419, с которым настоятельно рекомендуем ознакомиться. Там же поднимается трудный для руководства вопрос об альтернативном пути улучшения финансового состояния предприятия – сокращении издержек и потерь. Но для этого нужно организовывать работу, а у доморощенных «менеджеров» с этим – напряженка. Ну не изучали они эти проверенные временем методы, ибо заточены на другое – как поднимать тариф, тянуть из бюджета и «пилить» злосчастный кредит.

Естественно, столь ответственное дело не могло пройти мимо внимания нашего «молодого и прогрессивного» мэра. Романтический период его деятельности со «стратегическими сессиями», «агентствами развития» и «транспортно-логистическими хабами» бесславно завершился, а водица-то нужна избирателям каждый день. И, разрывая на груди рубаху, наш супермен решил включиться в увлекательное занятие – сменить менеджмент предприятия на лояльный и подконтрольный ему. Но тут наступает когнитивный диссонанс – «компетентный» и «подконтрольный», в нашем случае, – две вещи несовместны, перефразируя А.С. Пушкина. Как всегда, инструментом смены менеджмента, весьма смахивающим на рейдерский захват, выступил излюбленный нашим мэром так называемый «конкурс», проходивший по уже описанной ранее формуле «мы тут посоветовались, и я решил». Правда, послужной список и личность «победителя конкурса» Б.Л. Дуденко вызвали у трудового коллектива предприятия вполне обоснованные опасения, но прибывший на предприятие мэр постарался их развеять: «Через два месяца вы не узнаете предприятие, я приеду к вам тогда, и вы скажете, что я был прав». Прошло два месяца, все убедились, что мэр был неправ, но высказать ему это пока не удается – предстать перед коллективом лидер городской общины так и не решился.

Трудовые будни обновленного «прогрессивного менеджмента» заслуживают того, чтобы написать о них подробнее.

Первым делом – о злополучном кредите, источнике наступившей «эпохи возбуждения». Первый транш кредита зашел на предприятие, но использование его невозможно ввиду несоблюдения условий кредитования. А проценты-то идут, счетчик включен, и это не водяной счетчик, где можно и пломбу сорвать, и колесики подкрутить… И вот предпринимается финансовая операция, где изощренный глаз отчетливо видит элементы мошенничества (нецелевого использования средств). Из городского бюджета выделяется 5 (пять) миллионов гривен на увеличение уставного фонда КП «Николаеввводоканал». Но при перечислении средств целевое назначение не указывается, и эта немалая сумма направляется на погашение процентов по кредиту. Интересы банка соблюдены, а интересы предприятия и граждан – вряд ли. Но как же иначе, ведь в структуре предприятия имеется специальное подразделение по контролю за расходованием кредита, которое возглавляет РАБОТНИК БАНКА. Что, на предприятии введено внешнее управление? Одного этого факта уже достаточно, чтобы общественность, пресса и депутаты горсовета разнесли руководство коммунального предприятия и кураторов из исполнительной власти города в пух и прах.

Что должен делать в таком случае «обновленный менеджмент»? Правильно, обвинить во всем «попередников». И в СМИ сливается дезинформация об огромных злоупотреблениях «предыдущих товарищей», хотя непонятно, каких именно. Ведь в последнее время предприятие в результате «прогрессивной» кадровой политики превратилось в проходной двор. Но в правоохранительные органы никто не обращается – ведь там могут действительно разобраться «кто есть ху». Поэтому на предприятии создается собственный карательный орган, модная в тоталитарных сообществах «служба безопасности».

Конечно, у этих «гвардейцев кардинала» свои представления об обеспечении экономической и иной безопасности. Например, на стратегическом объекте – Галициновских очистных сооружениях канализации охрана территории отсутствует (в ночное время обход совершают женщины-операторы), нет охраны и на Варваровских очистных сооружениях канализации, и на главной насосной канализации. А ведь там находится большое количество дорогостоящего оборудования, к тому же жизненно важного для безопасности горожан. Зато администрацию ГКП «Николавводоканал» охраняет служба экономической безопасности в составе шести человек и три человека из охраны.

Служба безопасности оказывает постоянное психологическое давление на рабочих и выдвигает беспочвенные обвинения в их адрес. Водителей автотранспортного цеха регулярно, зато бездоказательно обвиняют в краже топлива, сотрудников водопроводной и канализационной сетей - в том, что они не выполняют свои прямые обязанности, а «ездят по халтурам». Но ведь и у водителей, и у слесарей-водопроводчиков есть свои руководители, может, нужно бы их заставить наводить порядок и организовывать работу? Но так поступают на нормальном предприятии, где каждый занимается своим делом. А если во главе производственной структуры оказываются случайные люди, то организовывать работу начинают надсмотрщики из разных «служб безопасности». Причем, за немалую зарплату, которая, к сведению абонентов, ложится на тариф водоснабжения и водоотведения.

Вот небольшой пример некомпетентного вмешательства службы безопасности в производственный процесс. Служба внедрила режим экономии топлива на 20%. Теперь, после недозаправок обоснованной дневной нормы аварийные машины просто не доезжают на базу в конце рабочего дня. На помощь им выезжают ЗИЛ-131 с расходом топлива в 38л/100км, чтобы притянуть их на заправку Водоканала. Такая вот «экономия».

Вполне логично, что новоявленные опричники из службы безопасности стали орудием в «новой» кадровой политике нового руководства предприятия. А заключается она в том, чтобы убрать неугодных, несмотря на их компетентность и профессионализм, а на их места завести своих. И, неважно, есть ли у тех «своих» опыт и знания.

Так, в конце августа с.г. в конце рабочего дня служба безопасности в составе аж пяти человек зашла в кабинет к начальнику отдела контроля водопользования Чупрыне Николаю Петровичу с его трудовой книжкой в руках. Ему объявили, что он уволен «в связи с не прохождением им двухмесячного испытательного срока». Какой испытательный срок? Вся работа в июле 2016 года опиралась на знания и опыт Н.П. Чуприны, человека с колоссальным опытом работы. За июль 2016 года на счета ГКП «Николаевводоканал» было рекордное поступление денежных средств - около 22 млн. грн. Для сравнения, за июль 2015 года поступило всего около 17 млн. грн. При таком же тарифе на услуги при том же начальнике абонентского отдела С.И.Василенко!

И с юридической точки зрения такое увольнение – вопиющее беззаконие. Получается, что все работники предприятия с приходом нового руководства - на испытательном сроке? Тогда кто и когда объявлял об этом? В городе, где торжествует демократия и европейские ценности, где есть свободные СМИ, где на страже интересов трудящихся пребывают профсоюзные организации, а контроль за работой коммунальных предприятий осуществляют специально для этого избранные депутаты городского совета. Где существует обновленная прокуратура и другие многочисленные контролирующие органы, стоящие на страже законности?

Но в нашем случае работает коррупционный принцип: врагам – ЗАКОН, а своим – ВСЁ!

Расскажем, как попал на должность коммерческого директора В.В. Васильев. Есть информация, что он внёс большой вклад в предвыборную компанию ныне действующего мэра А. Сенкевича. Может, поэтому он решил поучаствовать в конкурсе на должность директора ГКП «Николаевводоканал», но, увы, не получил ни одного голоса. В депутатских комиссиях заседают всё-таки не дураки. Депутаты увидели, что человек совершенно не имеет представления о деятельности такого огромного коммунального предприятия, так как в своей жизни занимался металлопластиковыми окнами и туризмом в Крыму. Но не суждено было стать директором – стал заместителем директора. Как же не порадеть родному человеку?

В. Васильев явно не справляется и на должности коммерческого директора, он только мешает работе опытных сотрудников своими нелепыми указаниями. Таким образом, на предприятие «завели» человека без опыта работы в коммунальной сфере, без соответствующих знаний и навыков в коммерции. При этом его оклад (без премии) составляет 12 500 грн.

ГКП «Николавводоканал» на сегодняшний день – предприятие убыточное, и за два месяца работы нового руководства убытки предприятия увеличились на 10 млн. грн. Чем их планируется перекрывать, увеличением тарифа? С работников предприятия снимаются премии, их лишают проездных средств (при передвижном характере работы). А в это время такие «ученики», как В. Васильев, получают хорошие зарплаты. Не слишком ли дорого платит городская община и трудовой коллектив за то, чтобы «хороший парень» и «свой человек», назначенный коммерческим директором, обучился основам коммерции?

Совсем недавно на предприятие завели еще одного «своего» человека, экс-кандидата в депутаты горсовета от партии «Самопомощь» Баланчук Елену Владимировну. Ее приняли на инженерскую должность, хотя её последнее место работы - в фитнес-клубе. Официально её трудоустроили в отдел сточных вод. Но работает она в отделе материально-технического снабжения! Подальше от канализации, поближе к материальным средствам. Очередной «ученик» на шею городской общине и коллективу предприятия.

Поразительно то, что в обновленном «прогрессивном» менеджменте выживают как раз те, кого следовало бы отнести к кадровому балласту.

Начальник абонентского отдела Василенко Сергей Иванович за много лет своей работы так и не научился раскладывать дебиторскую и кредиторскую задолженность на составляющие. На сегодняшний день дебиторская задолженность по населению составляет примерно 53 миллионов гривен. Но именно С. Василенко (не путать с В.Васильевым) - в фаворитах у нашего мэра Сенкевича и нового коммерческого директора Водоканала, Васильева Виктора Викторовича.

Может, потому, что имеются доказанные факты злоупотребления служебным положением со стороны С. Василенко. Мы располагаем ксерокопиями актов о нарушениях, подписанными С. Василенко. Акты на бумаге есть, но через бухгалтерию они не проходили, вопросы абонентов-нарушителей закрыты. Значит, предприятие ГКП «Николаевводоканал» понесло ущерб. И ущерб этот – коррупционный!

Заработная плата у С.Василенко составляет 8 500 грн. плюс надбавка за особые заслуги в размере 40% от оклада и 23% - ежемесячная премия. В. Василенко – военный в отставке, образования и соответствующей квалификации для работы в ГКП «Николаевводоканал» на такой должности не имеет.

Работа абонентского отдела сейчас остановлена, контролёры уже целый месяц вместо своих прямых обязанностей зубрят билеты для переаттестации. Программа переаттестации не утверждена и с ней не ознакомлен рабочий персонал. Разрабатывают билеты люди, которые некомпетентны в этой задаче - этим занимается все тот же новый коммерческий директор В.В. Васильев. Модная в наше время переаттестация – еще один проверенный способ обезглавить любой коллектив.

Мы уделили внимание внутренним проблемам коммунального предприятия с численностью персонала 1300 человек, что само по себе подчеркивает социальную важность обстаговки на нем. Но еще важнее то, что его работа жизненно важна для города в полмиллиона жителей. Тут уже, если начнутся сбои в его работе, постами в Фейсбуке не отделается ни мэр, ни его пиар-агенты. Текущие по городу реки не прикроешь никаким пиаром. Особенно если они, так сказать, дурно пахнут, как это происходит с утечками канализационных стоков.

Для нас серьезным поводом для беспокойства стало недавнее сообщение сайта «Преступности. НЕТ», озаглавленное «В Николаеве уже две недели не могут устранить прорыв водопровода на одной из центральных магистралей». Посмотрите по ссылке https://news.pn/ru/incidents/166498.

Для нас это – первый звоночек. Но каждое событие всегда имеет свою причину. Все предыдущие директора ГКП «Николаевводоканал» неизменно присутствовали на утренних планёрках, чтобы знать ситуацию в городе непосредственно от диспетчеров и начальников цехов и структурных подразделений. На таких планёрках рассматривались производственные вопросы. Например, работоспособность оборудования, транспорта, утечки, закупорки, благоустройство.

Но мы уже поняли, что нового директора производство не интересует, адреса по утечкам и закупоркам, по его распоряжению, сбрасываются для него по электронной почте. Читает ли он эту почту, изучает ли эту информацию, можно увидеть по росту утечек в нашем городе. Если предприятие будет работать в таком режиме и далее, то к концу года, особенно с наступлением зимы, город просто «поплывёт».

О тарифе мы уже не говорим – тут тенденция понятна всем…