Николаевская ОГА опубликовала документальный фильм о российском ракетном ударе по зданию

29.03.2023 16:49

В годовщину гибели 37 человек в здании Николаевской ОГА, куда попала российская ракета, пресс-служба админстрации опубликовала документальный фильм о том, что происходило в тот день и как проходила спасательная операция, и что пережили люди, находившиеся там во время удара.

Об этом сообщает пресс-служба Николаевской ОВА.

Начальник оперативно-координационного центра Главного управления Государственной службы по чрезвычайным ситуациям в Николаевской области Александр Задорожный вспоминает, что в тот день все были на рабочем месте, когда около 8 часов 40 минут прогремел взрыв. Сразу же вГлавное управление начали поступать вызовы о разрушении здания Николаевской ОГА. Буквально через 5 минут оперативная группа и спасательные подразделения выехали на место.

- Увидели сразу, что многие люди травмированы, у людей лица в крови. Некоторым людям уже оказывали помощь прохожие. Ну и также понимали, в что здании еще находятся люди. Видели, что из окон 6-7-8 этажа выглядывают люди, которые умоляют о помощи. С помощью автолестниц было спасено с высших этажей три человека, также было что спасены 19 человек отдельно из здания. К сожалению, один из спасенных нашими подразделениями умер от полученных травм в больнице. Поисково-спасательная операция продолжалась до 3 апреля. В тот день под завалами на первом этаже был найден последний человек, - рассказал Александр Задорожный.

По его словам, если в мирное время разрушения зданий происходили в основном из-завзрывов бытового газа - это 90% случаев, то в прошлом году все разрушения связаны с обстрелами .

Он упомянул и о том, что спасателям во время разбора завалов удалось найти Герб. Он находился под плитами, его достали с помощью крана.

- Он, как наша страна, - невредимый, но немного поцарапанный, - отметил он.

Александр Задорожный рассказал, что в это непростое для страны время все объединились. Помощь поступала от медиков, от города, представителей бизнеса, благотворительных организаций и обычных людей, которые хотели помочь во время разбора завалов. В самый эпицентр их конечно не допускали, но они убирали камни, мусор, и помогали пострадавшим. Также он считает, что россия просто завидует Украине, что наша нация свободная, а страна за последние годы очень развилась.

Председатель Николаевской ОВА Виталий Ким считает, что вспоминать этот тяжелый день надо с 28 марта, ведь тогда в город приехали несколько народных депутатов, чтобы обсудить помощь городу. Совещание было запланировано как раз на 8:30 29 марта, но Виталий Ким задерживался, поэтому совещание было перенесено на 9 утра.

- К сожалению или к счастью мы опоздали. И это спасло еще пожалуй 50-100 человек, которые тоже отсрочились по сроку, кто ждал внизу, кто пил кофе, кто пошел по своим делам и планировал возвращаться на девять часов, - рассказал Ким.

Он добавил, что с начала войны большая часть его и работники, которые обеспечивали жизнедеятельность и работу руководящего состава, находились постоянно в здании ОВА, все работали и каждый день оставались там ночевать, но за два дня до ракетного удара решили немного рассредоточиться .

- Общий штат у нас 700. Примерно там 500 человек должно было быть. На время удара было около 100-150 человек. Остальные были рассредоточены, - вспоминает Виталий Ким.

Он отметил, что в тот день были переговоры в Стамбуле, но у россиян есть привычка - договариваясь о мире, обязательно нападать на гражданских. Именно это произошло и в тот день. Ракета прилетела в окно кабинета секретаря Виталия Кима, которая обычно приходила на рабочее место на 15 минут раньше, чтобы подготовить рабочие места. Она погибла, ее тело нашли последним.

По словам главы Николаевской ОГА, военные сделали вывод, что оккупанты ударили по зданию высокоточной ракетой "Калибр", погрешность которой составляет 1-2 метра, поэтому какой-то определенной метки скорее не было, россияне просто знали, что в здании продолжают работать.

Виталий Ким отметил, что после этого ужасного события, когда он вероятно тоже мог погибнуть, он понял, что жизнь надо использовать на пользу, также прибавилось больше злости и ненависти к России, и именно это придало сил, чтобы работать против оккупантов.

На вопрос, почему россияне разрушили так много объектов в городе, Ким ответил, что те постоянно меняли тактику: сначала надеялись, что их встретят с цветами, потом хотели напугать обстрелами гражданских, чтобы они начали умолять власть об окончании войны, но это не помогало. Тогда они перешли к ударам по инфраструктуре, чтобы было холодно и темно, затем стали бить по узлам логистики, поэтому около 13 тысяч зданий подверглось разрушениям и повреждениям. Однако, удар по зданию ОВА был особый.

- Они искали тактику и вто время это была тактика запугивания гражданского населения. Поэтому они очень плотно обстреливали регион, в том числе гражданский. А здание ОВА - это точечное нападение. Рядом обстреливали кассетными снарядами, были другие прилеты, но здание ОВА -это было высокоточное оружие, которым не очень часто обстреливали Николаевский регион скажем так. Поэтому здание ОВА- это был "адресный привет" местному самоуправлению или государственным органам власти, или мне лично. Но это был удар, как они говорят, по месту принятия решений А возможно их просто раздражало наше настроение, - рассказывает Ким.

Также он заявил, что еще не отомстил россиянам за этот день. Кроме этого, Виталий Ким считает, что 24 февраля все умерли и родились вновь, чтобы защищать свою Родину.

Валентина Бондаренко (зліва)
Советник председателя Николаевской ОГА Валентина Бондаренко рассказывает, что 29 марта 2022 года она как обычно пришла на работу, открыла кабинет, зазвонил телефон и в это время ракета попала в здание.

- Просто темнота. Через некоторое время начала слышать какой-то звук, словно комар жужжит, хотела посмотреть откуда он, что произошло, но ничего не было видно. Все было мокрое, в пыли, свисали провода, противоположной стены кабинета почти не было, окна нет, кругом стекло, разбитая мебель, коридора тоже не было. Начала по-немногу выбираться из обломков и мусора, правая рука отказалась двигаться, пыталась левой что-то найти, телефон так и звонил, я его как-то достала, не видела кто звонил, просто нажала на кнопку и сказала, что жива. Потом услышала мужской голос, который говорил выходить в сторону кридору. Я пошла понемногу. Вышла из кабинета, перед дверью лежала Светлана Геннадьевна, вся в крови. Возле нее было еще два человека. Она не разговаривала, только смотрела. Потом тот мужчина подошел ко мне, взял под руку и вывел на первый этаж. Еще кажется две женщины шли за ним, но я не очень помню. Нас вывели в сторону площади. Я подошла к Георгию Александровичу и сказала, что в здании лежит Светлана Геннадьевна. Он ответил, что о ней знают и сейчас ее достанут. Потом я ничего не помню, как оказалась в скорой, сознание проявилось уже в БСМП. Пол был заляпан кровью, - рассказывает она.

Она рассказала о своей реабилитации, пока с рукой еще есть проблемы, но Валентина Бондаренко уже с мая вернулась к работе.

Директор депаратмента экономического развития Александр Королев говорит, что в тот день из 40 человек 17 должны были работать в здании, но на момент удара трое не успели дойти. Поэтому было 14 человек. Во время удара он находился в своем кабинете на 5-м этаже, планировали ехать на склады с гуманитаркой.

- Секунду-две был такой гул, потом я вжался в кресло, закрыл глаза, три-четыре секунды и все. Потом другая реальность. Было все хорошо, а через три секунды нет окон, никто не понимает, что произошло. Открыл глаза, девушки бегают, я начал кричать, чтобы легли на пол все. Я выбежал в коридор, хотел пройтись по всем кабинетам, чтобы забрать всех. Девушкам сказал вместе идти к выходу. Мы дошли до места взрыва, никого нигде не было. Девушки уже вышли, отправились на 4-й этаж, потому что там были все. И тут кто-то снизу кричит, просит о помощи. Это была Светлана Ломакина, она лежала на полу, кричала, что ей очень плохо и разговаривала с кем-то по телефону. Я сказал, что ей сейчас этого не надо делать, чтобы поберечь силы. Пошел дальше по кабинетам, думал, что раз никого нигде не нашел, то никто не пострадал. Мы нашли какую-то парту или что, чтобы переложить Светлану и спустить. Почти все ранения у нее были на спине. Как-то мы ее вынесли, на скорой ее сразу забрали. Из моего департамента там погибло 8 человек. Мне было странно, что я начал бояться внизу, когда это уже произошло, когда все осознал, посмотрел. Стало немного страшно. Я чувствую вину. Как говорится - за каждого отомстим. Восемь похорон - это слишком, все звонят: дети, мужья, спрашивают..., - рассказал со слезами он.

Фотофакт