Как работает теория разбитых окон в Николаеве

15.03.2016 12:57

Наш завод, в качестве подарка городу и горожанам, за собственные средства и собственными силами установили в Николаеве несколько современных остановок общественного транспорта. Когда я это делал, меня многие предупреждали: "Зачем ты это делаешь? Для кого? Всё равно никто спасибо не скажет. А на второй день вообще разобьют! Это в Европе можно из стекла и красиво строить. А для наших людей надо только или из металла, или из камня, чтобы не разбили".

Я слушал, но всё равно делал из стекла. Вандалы есть везде. И в благополучной Америке, и в старушке Европе. Естественно, есть они и у нас. И именно наших я хочу поблагодарить за то, что ни одна из остановок до сих пор не разбита. Стоят целехонькие. Спасибо! А то, что некоторые из них разрисованы разнородными надписями, так это, наверное, неуклюжее подражание моде на граффити. Да, это явление присутствует по всему миру. И первопричина этому - безработица, невостребованность и ограниченность самореализации и самоутверждения для молодежи в существующем социуме. А учитывая экономическую ситуацию, которая сегодня в нашей стране, учитывая те катастрофические темпы обнищания населения и сокращение производства, можно только восхищаться уровнем культуры наших горожан.

Когда на одной из остановок появились граффити, с политически некорректными надписями, некоторое время мы не реагировали. Больше надписей не появлялось. Тогда мы решили привести остановку в порядок. Каково же было удивление, когда буквально на следующее утро остановка была вновь разрисована. Причем, особенно заинтересовала меня философская надпись: "Чистые стены - иллюзия порядка". Это своего рода девиз приверженцев настенной живописи. Остановку мы отмоем опять. А безымянному автору настенных "художеств" хотел бы привести примеры граффити, которые делают окружающий мир действительно красивее и веселее. Их можно назвать настоящим уличным искусством.

P.S. «Теория разбитых окон» нашла широкое применение на практике — сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Южной Африки, Индонезии и др. Рудольф Джулиани, ставший мэром Нью-Йорка в 1994 году, и новый комиссар нью-йоркской полиции Уильям Браттон, объявили борьбу с такими мелкими нарушениями, как граффити и безбилетники в метро, попрошайничество, драки резиновыми дубинками и т. п. То, на что раньше не обращали особого внимания, стало неприемлемым. Несмотря на критику и насмешки, Джулиани последовательно боролся с «разбитыми окнами», в результате количество преступлений в городе сократилось с 2200 до 1000 в год, а жители города получили более чистый и безопасный город, а также уверенность в способности полиции справляться не только с мелкими правонарушениями, но и с тяжелыми преступлениями.