Свергнуть диктатора легче, чем построить демократическое общество

08.02.2016 12:41

Я абсолютно убежден, что любая, самая плохая демократия лучше любой самой хорошей диктатуры. Аристотель говорил: «Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно», а мне хочется жить среди честных людей.

На смену диктатуре неминуемо приходит анархия или либеральная демократия. Для нее характерна абсолютная свобода масс. При этом, принцип многообразия подавляет принцип единства. Многополюсность и жесткая конкуренция между различными кланами за усиление своего влияния. Единых правил игры нет. Каждый играет по своим, и навязывает их другим. Единой идеологии тоже нет, зато есть ожесточенная борьба за голоса электората. Роль вождя ослаблена необходимостью обслуживания интересов масс и различных центров влияния.

И диктатура, и анархия, являются негармоничными системами, и потому порождают социальные конфликты, гуманитарные катастрофы, войны.

При этом, крайне важно помнить, что если на определенном этапе не происходит перехода к авторитарной демократии, то, достигая своего апогея, анархия вновь порождает диктатуру, только уже более жёсткую, более кровавую.

Авторитарная демократия является более устойчивой системой и характеризуется усилением роли вождя. Он формирует единые правила игры и порядок, при этом сохраняя и гарантируя права народных масс на свободу. При этом, эта свобода уже не носит абсолютный характер, а гармонично совмещает соблюдение установленного порядка в производственных отношениях и сохранение возможности выбирать правила в быту. Цель авторитарной демократии – подготовить и осуществить переход к наиболее совершенной и стабильной на сегодняшний день государственной системе – системной демократии. При системной демократии, фигура вождя уже практически не имеет никакого значения. Основную роль играет устойчивая система управления государством, независимо от конкретных личностей. Бюрократическая государственная машина работает непосредственно под контролем и на благо народа. Системная демократия – это анархия мнений и диктатура закона.

Страны Восточной Европы смогли достаточно быстро пройти путь от социалистических диктатур до системной демократии. Для Югославии этот путь оказался кровав и тернист. Целый ряд восточных государств (Ирак, Сирия, Ливия, Йемен и др.), после «арабской весны», никак не могут выбраться за пределы порочного круга диктатура-анархия. Сила побеждает, но ее победы кратковременны.

Теперь я хочу задать вопрос хулителям демократии. Как можно ругать то, чего вы не пробовали? Да, да, не жили мы ещё при системной демократии, не знаем мы пока ещё, что это такое, не испытали на себе, на зуб не попробовали. Был в нашей истории период анархии или либеральной демократии, был кратковременный период авторитарной демократии, но не удержалась, откатилась назад к диктатуре.

Сегодня мы живем в период политического кризиса власти.
Это когда люди, представляющие власть, не объединены общей идеей.
Это когда люди, наделенные властью, не верят своему Руководителю, а Руководитель не доверяет своим наместникам.
Это когда люди стремятся к власти не ради идеи, а исключительно ради примитивной личной материальной выгоды.
Это когда лидеры политических сил борются за влияние не ради контроля за реализацией проектов и идей, а ради контроля над финансами бюджета и государственных компаний.
Это когда для политиков нет авторитета личности, а есть слепая алчность и жажда наживы.
Это когда люди не верят никому из политиков, но верят армии.

Осталось сделать вывод: на каком этапе мы находимся сейчас, что нам предстоит пройти, и какой выбор стоит перед нами…