Еще раз о немецких автобусах-«гармошках»…

06.02.2012 15:28

Даже не сомневаюсь в том, что тема о так и не вышедших на николаевские дороги немецких автобусах успела некоторым уже порядком надоесть. Но стало быть, окончательные точки над «ё» во вспыхнувшем не на шутку конфликте ставить еще очень рано. Столкнувшиеся интересы не последних лиц в Николаеве никак не дадут ситуации успокоиться, и в законном порядке раз и навсегда исчерпать это недоразумение. А вместе с тем грех и не поговорить об этом.

Некоторые николаевские интернет-издания называют все происходящее началом «холодной войны» между городским головой Владимиром Чайкой и Партией регионов в целом. Против него ведь, как сообщается, попросту ополчились все члены фракции ПР в горсовете.

Что же вы, Владимир Дмитриевич, никак не уступите, - обращаются к своему мэру и читатели форумов. Но николаевский градоначальник упрямо стоит на своем:

- Решение исполкома подписано. Необходимо получить окончательное согласование от областного ГАИ, и доработать все моменты для обеспечения безопасности пассажиров!

Вот и не вышли евробасы на вроде как заполученные маршруты ни в обещанную пятницу, 3 февраля, ни в субботу... Отсрочили их выход на николаевские улицы на неопределенный срок. Но, как говорится, продолжение следует…

Своя рубашка ближе к телу

Основной вопрос, который все-таки просто не могу не задать, пользуясь случаем: так кто же, собственно, руководит этой юной николаевской фирмой «Евротранстехсервис»?

- Я представляю вам директора этого предприятия, все вы хорошо знаете Анатолия Плохотнюка. Мы работали с ним 13 лет, - чутьболее недели назад говорил всем мэр Чайка, в том числе и мне.

А по документам никакой он не директор, не руководитель, не его заместитель даже (хотя документы уже могли и поменять). Ай-ай-ай, Владимир Дмитриевич, что же это получается, вы лукавили? Или второй вариант: были уверены в том, что пока кто-то вздумает это проверить и примется копаться в документах, сей вопрос попросту уладят?

Но будем же последовательны. И если по порядку… Как уже неоднократно звучало, причем несколько раз вполне официально, а потому и причин для сомнения нет - фирма была создана в декабре 2011 года. После некоторых разбирательств и выяснений, стало понятно, что единственным учредителем «Евротранстехсервис» является «регионал» Юрий Антощенко. Он же некоторое время значился и руководителем своего нового детища.

Но очень скоро что-то произошло и у руля фирмы, так сказать, оказался другой человек - Сергей Жуковский. Поговаривают, что он с главным энергетиком области Юрием Антощенко в достаточно крепких дружеских отношениях.

Больше он известен в Николаеве как человек, который некогда был одним из руководителей в структуре под названием Главное управление МЧС в Николаевской области. Правда, до начальника ему так и не удалось дорасти, но в заместителях при многолетнем «спасателе» Николае Поступальском он походил.

Еще в конце лета 2010 года он занял должность заместителя начальника областного МЧС, но уже до начала 2011 о нем больше ничего не было слышно. И вдруг Жуковский спешит, видимо, на подмогу к своему товарищу Антощенко, и становится одним из начальников в структуре «Николаевоблэнерго», а затем возглавляет молодую фирму «Евротранстехсервис».

В связи с чем конкретно Юрий Антощенко его туда позвал, были ли на то у него веские основания, или это, скорее, такая себе дружеская помощь, сказать сложно. Но факт остается фактом.

Многие могут задастся вопросом, отчего же так часто меняются директора фирмы «Евротранстехсервис»? Причем приходят руководить те, о ком долгое время ничего не было слышно. Получилось, такое себе возвращение в информационное пространство двоих ранее относительно известных в городе персонажей. Правда, представленному на всеобщее обозрение директору - Анатолию Плохотнюку достались все лавры.

И тут вот, в этом месте вспоминается слезливое прощание Владимира Чайки со своими двумя закадычными замами - Александром Женжерухой и Юрием Гранатуровым. На их место пришли следующие, но и потерявшие должности чиновники с многолетним стажем, в свою очередь, заняли чьи-то места. Тогда Плохотнюк уступил свое кресло главы Ленинской райадминистрации. Он, возможно, все-таки поверил, что Чайка свое слово сдержит и найдет ему его «место под солнцем».

Так, может, такое достаточно неожиданное «воскрешение» Плохотнюка как раз таки и связано с мэрскими обещаниями? Все-таки, чтобы как следует проллобировать интересы частной фирмы, мэру же как никак, а придется пройти если не через воду, огонь и медные трубы, так через гневные перипетии с лицами, чьи интересы будут затронуты. А это стоит немалого. Вот и вспомнил Чайка славное утверждение или, лучше сказать, славный принцип - услуга за услугу, и, воспользовавшись случаем, решил все-таки вернуться к практике выполнения обещаний. И вот, скорее всего, когда Юрий Антощенко стал искать поддержку у городского головы, предположим, тот заявил что-то похожее на следующее: «По рукам, будут вам маршруты, только вот устройте мне Плохотнюка». А почему бы и нет. Мэр этим действием, похоже, убил сразу двух зайцев - и давнего товарища устроил и получил гарантию того, что на фирме без его ведома не будут происходить какие-то метаморфозы.

Ребята, а вы и вправду немцы?

Это второй вопрос, который я бы задала. Да-да, умели бы говорить списанные «гармошки», я бы вот так бы их и спросила. И, признаться, меня бы нисколько не удивил их неутвердительный ответ.

Почему-то до сих пор ответчики, представшие перед общественным судом, не соизволили сообщить, что все-таки это за автобусы, откуда конкретно прибыли, что за фирма, или какие-такие немецкие бизнесмены свершили этот поступок и снабдили ими Николаев? Страна ведь должна знать своих героев. Или как?

Но раз уж такое дело… кое-что приходится «раскапывать» и самим. После некоторых поисков нужной информации, удалось выяснить, что автобусы-то не напрямую из

Германии попали в Николаев. Покупала их не фирма «Евротранстехсервис», а лично гражданин Украины Юрий Антощенко, как минимум штук пять из них точно и покупал не в Германии, а… в Луцке у ЧП «Аробус». И еще несколько автобусов были приобретены в том же Луцке, но только у частного лица.

Официальной информации об их настоящей стоимости тоже не имеется. Можно только предположить, что они несколько дороже обошлись николаевскому инвестору Антощенко, чем если бы он их покупал напрямую.

Так вот. Человечество придумало такую чудодейственную вещь, как торговые онлайн-площадки. И теперь узнать, во сколько бы вам обошелся рядовой, списанный по-настоящему немецкий автобус можно, не выходя из дому.

Примем только к сведению, что в прошлый раз я якобы погорячилась с возрастом автобусов. Плохотнюк заверял, будто самому старому «немцу» всего лишь 14, а не 16 лет. А вот на вопрос, сколько стоит один автобус, он так и не захотел отвечать. Сначала отнекивался и говорил, что это коммерческая тайна, комментируя это шуточками типа «даром достались» или «нам подарили».Потом и вовсе возмутился:

- Одну гривну! Вот вы задаете вопрос, вы же прекрасно понимаете, что я вам на него не отвечу. Одну гривну стоит! Вас устраивает такой ответ?

С чего бы устроил? Нет. Так дело не пойдет. Вы все еще молчите? Тогда мы попробуем и сами выяснить.

Возвращаясь к торговым онлайн-площадкам. Один «сочлененный автобус» или как мы его проще называем, «гармошка» обошелся бы любому предпринимателю в 7-8 тысяч евро. Но это, конечно же, в том случае, если напрямую в Германии покупать. А вот автобус большой вместимости, которых почти было в два раза больше закуплено, чем «гармошек», стоит даже чуть дороже - около 10 тысяч евро.

Не знаем мы, правда, на сколько немецкая фирма или уже луцкое ЧП снизили цену, продавая автобусы в Николаев. Сомневаться в том, что кто-то из них это сделал, не приходится, ведь в этом заверил сам мэр! И, поэтому, довольно сложно подсчитать сумму затрат в целом.

Но дело даже не в этом. Много ли мало ли, а с трудом верится, что, закупая такой товар, никто и не думал в будущем на нем начать зарабатывать. К слову добавить, даже мэр уже начал будто несколько сдерживать себя, и говорит (правда, продолжая хвастать по-прежнему), что бесплатных мест для пенсионеров в каждом автобусе будет «не меньше 10». Хотя я сказала бы: только лишь 10! Даже в привычном трамвае куда больше получается. Но это не мешает инициаторам кричать во весь голос: «Все это во благо народа!». И вот не стыдно?

Некоторые неписаные законы сильнее всех писаных

Заявил же Чайка, мол, все: решение исполкома имеется, остается только лишь согласование ГАИ и поделом! Пока тестирование пассажировозов на некоторое время отсрочили, но уверенности мэра, что оно таки состоится и очень даже скоро, можно прям позавидовать.
При этом он обычно или пытается выбелить ситуацию и, грубо говоря, сваливает все на негодования потенциальных конкурентов - «маршрутчиков», или даже приводит примеры, как в некоторых городах мэры волевым решением избавились от автобусов средней вместимости!

Неужто, получается, что николаевский городской голова готов идти против закона? Как ни крути, а тут как раз это и усматривается. Что бы не говорили ответчики, а ведь никто не отменял законом предусмотренные процедуры.

Во-первых, исполкому не помешало бы изначально утвердить маршруты, которые хотят предоставить для тестирования автобусов - №83 и №98.

Далее по закону определить, кто будет обслуживать данные маршруты. Происходит это исключительно на конкурсных основаниях.

При этом создается так называемый конкурсный комитет, в состав которого входят «…представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта и территориальных органов Министерства внутренних дел Украины, ответственных за безопасность дорожного движения, а также представители общественных организаций».

К слову добавить, что еще 22 апреля прошлого года исполком даже определился с персональным составом данного комитета. Имеется также и законная процедура проведения конкурса. Кроме того, необходимо также изучить и то, а каким, собственно, должен быть этот автобусный парк, чтобы обслуживать «подконкурсные» маршруты.
А тут что? Как говорится, по щучьему велению, по моему хотению?!

Невольно вспоминаются слова одного из владельцев предприятий-перевозчиков Юрия Кучукова:

- Когда проводился конкурс, нам во главе с мэром была доведена стратегия развития транспорта в городе. Было определено, что проспект должен быть экологически чистым, что приоритет будет отдан электротранспорту. Поэтому нас ориентировали на приобретение нового транспорта, ни в коем случае не б/ушного, средней вместимости. Поверив в перспективу развития озвученных приоритетов, мы стали закупать транспорт. Реально, я являюсь инвестором, который для города взял кредит на 20 миллионов гривен. Представляете, сколько старых машин я смог бы ввести в Николаев из Германии или из рынка западной Украины, и превратить город неизвестно во что? В 50 раз больше!

Но что для инициаторов получается главнее? Доказать, как сильно да еще и не за дело ополчились против них все вокруг, и убедить, что людям-то от автобусов этих легче станет.
- Подумайте о людях, - попросил Чайка и сразу принялся грозиться, что заинтересовались автобусами в Херсоне, с намеком, мол, а не отдать бы их туда - ведь примут же. Прям, как бы с руками не оторвали.

Якобы, вступили в дискуссию и рядовые николаевцы, обратившиеся к Чайке на его сайте. Может быть, это и не подсадные лица, ведь сложно сказать наверняка, какие конкретно цели могли преследоваться, но обратившийся с точностью повторил недавние слова мэра. Предлагая варианты, как все-таки быть с приобретенными евробасами, один из жителей города написал, что их вполне можно пустить на дачные маршруты.

Но даже если и так, никто ведь не говорил, не заявлял, что автобусы городу не нужны. Может, я и повторюсь: хочется, чтобы в первую очередь соблюдался закон, а вот всякое «лоббирование» своих или чужих интересов, в котором признался мэр, канули в лету…

Катерина Вовченко, специально для "Преступности.НЕТ"

Фотофакт