Алексей Вадатурский: мифы и реальность

21.04.2011 09:13

Предыдущее повествование о компании «Нибулон» и ее хозяине миллиардере Алексее Вадатурском вызвало несколько странную реакцию у читателей, оставивших свои комментарии.

Их было не так много, как прочтений статьи в Интернете, но ярость, с которой печатались отзывы, прямо таки поражала.

Впрочем, интересные замечания также имели место быть. К примеру, один из комментариев обвинил автора в предвзятости: почему не освещается деятельность иностранных зернотрейдеров, а вцепились в нашего доморощенного несчастного Вадатурского.

Да только лишь потому, что иностранные зернотрейдеры при всей их акульей сущности, привыкли вести свой бизнес в соответствии с международными стандартами, работая так, как позволяют законы страны, в которой ведешь свой бизнес. Не больше и не меньше.

Поэтому, и претензий к ним, по большому счету, никаких: можно было, не финансируя село снимать сверхприбыли - они и снимали. Завтра изменится законодательное поле и трейдеры, глазом не моргнув, перестроят свою работу. Или, если посчитают, что им это невыгодно - уйдут с рынка и свернут украинскую программу.

Вадатурский работает совсем иначе. И в этом - секрет его успеха. А как по другому, друзья, можно в кризисные года увеличить свое состояние со 110 миллионов долларов в 2007, кажется, году, до 1,1 миллиарда - в этом?

Варианты и предложения будут? Кончено же будут. А пока вы размышляете над вариантами, расскажу пару историй из последнего времени. Об одной - уже говорилось в первой части повествования.

Николаевский порт. «Николаевский морской торговый порт» на самом деле оказался на краю пропасти благодаря деятельности Алексея Вадатурского. Причем, деятельности не случайной. Ни о какой непреднамеренности речи вообще быть не может.

Эту чисто рейдерскую схему Вадатурский придумал, разработал и очень красиво реализовал. Даже рискнул деньгами. Риск оправданный и для «Нибулона» минимальный. Зато прибыль - это чистый джек-пот.

Итак. В октябре 2008 года ООО СП «Нибулон», однозначно владея информацией о том, что безопасное проведение и швартовка к своему причалу суден класса СН-70 невозможно, на уровне Министерства транспорта и связи инициировало проведение дноуглубительных работ на первом колене канала акватории порта Николаев.

Во исполнение протокольного решения Кабинета Министров Украины от 8 июля 2009 года №45 ГП «Николаевский МТП» ускорил реализацию проекта, целью которого было обеспечение безопасного прохождения суден типа СН-70 по первому колену канала порта Николаев. Эта информация была официально предоставлена ООО СП «Нибулон».

Вместо ожидания завершения работ, «Нибулон» тут же, через агентскую компанию обращается к капитану Николаевского порта с заявкой на проведение судна «PREVENTER». Тип, разумеется, СН-70.

Капитан порта, имея на руках выводы двух научно-исследовательских учреждений, прекрасно понимая, что провести судно он не сможет никак, предложил «Нибулону» альтернативные вариант: загрузить судно на рейде или возле причала ГП «Николаевский МТП». Причем, оба варианта отвечали, как требованиям безопасности судоходства, так и границам стандартных затрат. Никакой фантастики в плане цены и качества.

«Нибулон» этот шаг предвидел и ответил категорическим отказом. С этого момента начинается аккумулирование затрат «Нибулона» на «вынужденный простой» судна.

Работы по углублению дна были закончены в срок, и как только восстановилось судоходство, что опят же подтверждено выводами научно-исследовательских институтов и Министерством транспорта (капитан понимал, с кем имеет дело и заблаговременно обкладывался бумагами), судно «PREVENTER» было проведено к терминалу ООО СП «Нибулон».

На всю эту дноуглубительную работу было потрачено 12 миллионов гривен государственных средств, но «Нибулон» это не интересовало. Начатая кампания по дискредитации руководства порта продолжалась и после того, как конфликт, казалось бы, был исчерпан. Хотя эту ситуацию и конфликтом назвать можно с большой натяжкой.

Насколько «Нибулону» нужно было это дноуглубление, вы можете посчитать самостоятельно, зная, что за весь этот период «Нибулон» лишь дважды использовал возможность проведения к терминалу высокогабаритных суден типа СН-70.

Впрочем, вернемся к проблеме. Вадатурский, используя свои связи на уровне правительства, организовал ряд обращений в Антимонопольный комитет Украины. АМКУ, игнорируя все предоставленные портом документы, не принимая во внимание правила безопасности мореходства и требования Кодекса торгового мореходства, 21 сентября 2010 года выносит решение в соответствии с которым, ГП «Николаевский МТП» признается виновным в бездействии (!), которое состоит в содержании в ненадлежащем порядке навигационных габаритов первого колена канала акватории Николаевского порта, что, в свою очередь, привело к ущемлению интересов «Нибулона». Действия капитана порта и Минтранса были признаны антиконкурентными и такими, которые привели к легитимации нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.

Попытка оспорить это решение в Хозяйственном суде города Киева провалилась 21 февраля 2011 года. Суд также проигнорировал все аргументы, приведенные портом. Таким образом, «Нибулон» имеет право на возмещение 120 миллионов гривен нарисованных убытков.

Эта сумма неподъемна для порта, поэтому далее все пойдет по плану Вадатурского: банкротство, комитет кредиторов во главе с «Нибулоном», санация и вот: был порт государственным, а станет частным.

Что на это скажут уважаемые патриоты Николаева, столь яростно отстаивающие «светлое» имя Вадатурского? Или в вашу логику прекрасно укладывается подобное поведение вашего кумира: украл, ну и молодец, все равно ведь другие украли бы. Эта логика - логика псевдо регионального патриотизма: он наш, хоть и рейдер, и акула страшная, но наша акула.

Вторая история - об особенностях функционирования империи Вадтурского. Полного представления о сути вопроса она, пожалуй, не даст, но позволит хотя бы приблизительно понять, за счет чего зернотрейдер, борющийся с многочисленными «проблемами» может за 3 кризисных (!) года заработать миллиард долларов.

Дело в том, что компания «Нибулон» до последнего времени работала с зерном очень специфически. Ей удавалось уходить от всевозможных обязательных проверок. Административный ресурс - великая сила, а вместе со Звездой Героя - творили чудеса.

Сейчас ситуация изменилась и вот, что показали проверки. Было установлено, что отгрузка зерна в пункты накопления не только проводится без сертификатов качества областных государственных инспекций, но и без присутствия соответствующих сотрудников.

В соответствии с действующим законодательством, терминал и филиалы являются зерновыми складами, которые имеют сертификат соответствия услуг и должны отвечать всем требованиям законодательства и Технического регламента (Закон Украины «О зерне и рынке зерна в Украине», статья 1, пункты 15,16).

К слову сказать, все дочерние компании транснациональных зернотрейдерских корпораций, работающие в Украине эти требования соблюдают. «Нибулон» - нет.

Хранящееся зерно, вдумайтесь, не проверяется даже на наличие генетически-модифицированных организмов, не говоря о прочих показателях. Нет входящего и исходящего контроля по количеству зерна. Зерно хранится в общей куче, без разделения на классы.

Фактически, и входящий и исходящий контроль на складах этой компании попросту невозможен. Причем, как внутренний, так и внешний - со стороны государственных структур. При этом, происходит постоянное противостояние руководителей филиалов компании с контролирующими государственными структурами. И до последнего времени это противостояние всегда завершалось не в пользу государства, а на руководство областных хлебных инспекций осуществлялось серьезное административное давление из Киева.

Здесь приведены только кричащие факты. А сколько всего «по мелочи» еще можно рассказать. Так, «Нибулоном» грубо нарушаются требования относительно составления актов зачисток. Стандартно они составлялись на складах «Нибулона» не после выхода партий зерна, а раз в год, что является чистым нарушением, приводящем к тому, что проверка и документальное подтверждение количественного и качественного состояния зерна, хранящегося на складе просто невозможна. Отчетность всегда передавалась с нарушениями всех сроков, без каких-либо оснований списывались серьезные объемы на «естественную» убыль.

И такого «фактажа» очень много. Можно, конечно же, что-то списать на низкий профессиональный уровень менеджмента «Нибулона», но это не совсем соответствует истине. Дело совсем в ином. Просто, если вы, как Вадатурский, без контроля сами начинаете рисовать классность своего зерна, то у вас появляются феноменальные возможности для игры. Более низкие сорта пшеницы вы выдаете за более высокие, конечный потребитель крайне недоволен, поскольку получает не то, чего ждал, зато вы получаете еще и дутый НДС. Двойная прибыль.

А можно и наоборот играть - в минимизацию. Здесь поле деятельности огромно. Просто, нужно иметь возможности, которые до последнего времени были у Вадатурского.

Сегодня, когда ведется целенаправленная информационная кампания по созданию уникального образа обиженного зернотрейдера, очень хочется, чтобы государственные контролирующие органы все же довели свои действия до логичного завершения. И тогда, может быть, украинский зерновой рынок станет намного прозрачнее и чище.

Источник: Власти.нет

Фотофакт