КП Николаевэлектротранс: на пути к реанимации

14.03.2011 16:25

Прошло полтора месяца с тех пор, как на КП «Николаевэлектротранс» сменилось руководство. Вместо предыдущего руководителя Виталия Ильницкого, в менеджерских способностях которого разуверилось руководство города, был назначен не новый для трудового коллектива коммунального предприятия человек - Василий Жуменко, который в свое время проработал на данном КП около десяти лет.

Принимать борозды правления, в связи с тем, в каком запущенном состоянии находилось предприятие на тот момент, наверное, было делом не из простых. Ни для кого не секрет, что и на сегодняшний день спасение «Николаевэлектротранса» является одной из основных задач, которые приходится решать городским властям.

Однако, результаты анализа периодически всплывающих в николаевских СМИ сообщений показывают, что не все представители политической элиты города уверены в том, что нынешняя власть заинтересована в процветании данного предприятия.

Чего стоят только заявления николаевских «свободовцев», которые обвинили власти в том, что благодаря им электротранспорт практически исчез с улиц города. А высказывания депутата горсовета от политической партии «Третья Сила» Сергея Исакова по поводу незавидной судьбы и краха предприятия…

Вместе с тем заместитель николаевского городского головы Роман Васюков, курирующий вопросы транспорта, уверен, что подобные заявления - это ни что иное, как попытки их авторов заработать политические дивиденды за счет актуальности злободневной темы, которая сейчас на слуху у всех неравнодушных горожан.

- За последние несколько месяцев немало высказываний звучало от представителей разных политических сил с различными обвинениями и комментариями о работе исполкома городского совета, руководства «Николаевэлектротранса». Прозвучало очень много обидных вещей, но, думаю, зарабатывать политические дивиденды, манипулируя общественным мнением по поводу тяжелейшего положения коммунального предприятия, в котором оно оказалось по целому ряду причин, по меньшей мере - неэтично, - подчеркнул регионал.

По его мнению, до тех пор, пока политические силы, в частности, такие как ВО «Свобода», будут заниматься подобной писаниной, у них попросту нет политического будущего.

- Просто пиариться на сегодняшний день, не предлагая вариантов решения проблемы или не делая что-то для ее решения, наверное, не очень сложно. Но хочу дать совет подобным политическим силам - не нужно забывать пример последних выборов в местные советы. Они показали, что принцип: огульно ругай власть, зарабатывай политические дивиденды, и ты победишь, - не принес успеха. Люди устали от пустых разговоров и хотят видеть решение существующих проблем, - уверен Р.Васюков.

В то же время, вице-мэр не отрицает, что и сегодня положение предприятия остается критическим. Высокий долг по заработной плате перед рабочими, задолженность перед Пенсионным фондом - серьезное бремя для «Николаевэлектротранса». По словам заместителя городского головы, в среднем около двух раз в месяц счета предприятия арестовываются, и это не дает ему возможности нормально функционировать.

Кроме того, он сообщил, что финансовый план предприятия на 2011 год показывает, что разрыв между его доходной и расходной частями по итогам текущего года составит более шести миллионов гривен. И это будет означать однозначное банкротство предприятия в 2012 году, но, по утверждению заместителя Николаевского городского головы, «исполком городского совета на 100% понимает перспективность электротранспорта и необходимость развития этого направления». По его словам, об этом свидетельствуют те произошедшие за полтора месяца положительные сдвиги на предприятии.

- Мы смогли стабилизировать ситуацию на предприятии, в первую очередь, связанную с выплатой заработной платы. На сегодняшний день водители более чем за два с половиной месяца получили зарплату. Это одна из самых проблемных категорий на предприятии. От работы водителей, собственно, и зависит будущее предприятия, потому что без них выход подвижного состава на линии невозможен, - уточнил вице-мэр.

Еще одним из немаловажных «сдвигов» Роман Васюков называет рост сборов от размещения предприятием рекламы, заключение новых договоров с рекламными агентствами, а также реструктуризацию кредита, некогда взятых в банке под сумасшедшие проценты для выплаты заработной платы рабочим.

- Мы уменьшили процентную ставку по кредиту почти в два раза. Добились отсутствия дополнительного залога, которого требовал банк. Мы аннулировали все те пени и штрафы, которые были начислены за это время. А это более миллиона гривен, - подчеркнул вице-мэр.

О важности произошедших изменений, которые можно назвать достижениями и в некоторой степени - поэтапным возрождением предприятия, говорит и нынешний директор КП «Николаевэлектротранс» Василий Жуменко. В частности, он отмечает, что только за последний месяц предприятие увеличило выручку в два раза.

- Посетила нас (КП «Николаевэлектротранс» - авт.) депутатская комиссия во главе с Сергеем Исаковым, которая пришла на предприятие, чтобы практически подвести под ним черту. Но, уходя оттуда, видя эти подвижки, которые на сегодняшний день произошли, он (С.Исаков - авт.) ушел с пониманием того, что это предприятие будет жить, - рассказал Василий Жуменко.

Шла речь и о плюсах проводимой масштабной оптимизации на предприятии, одним из этапов которой является закрытие в Николаеве депо №2, что вызвало неоднозначную реакцию общественности. В частности, «свободовцы» высказывали опасения в том, что желания представителей власти перепрофилировать депо под автостоянку будут стоить городу потери перспективы развития электротранспорта.

Не исключено, что подобные выводы были сделаны после выступления мэра Владимира Чайки на одном из николаевских телеканалов, который произнес следующую фразу: «Я думаю, что там будет временная стоянка для автомобилей для жителей города Николаева».

Однако, вице-мэр Р.Васюков категорически отрицает, что эти планы касаются именно депо №2, а выводы, сделанные «свободовцами», считает попросту недоразумением.

Трамвайное депо №2

- Полтора месяца назад мы провели эту процедуру. Хотелось бы сразу озвучить, что не стоит цели ни продать, ни отдать депо в аренду. Цель только одна - сохранить… Мы с Владимиром Дмитриевичем Чайкой обсуждали этот вопрос и есть четкое понимание того, что необходимо делать. Возможно, те же «свободовцы» не до конца во всем разобрались. Действительно, в трамвайном депо №2 нет возможности разместить автотранспорт. Речь шла о троллейбусном депо, в котором мы планировали осуществлять, согласовав это с нашими перевозчиками, «гаражирование» части маршрутных автобусов. Там бы могло бы быть организовано проведение медосмотра водителей перед выездом на маршрут и контролироваться техническое состояние автотранспорта, - сообщил регионал.

По его словам, уже неоднократно в средствах массовой информации появлялись сообщения о ведении переговоров с российским Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени С.М. Кирова о возможности сборки трамваев в Николаеве. Речь идет о сборке трамваев именно на базе депо №2.

Как отметил вице-мэр, на самом деле произошло не закрытие, а объединение двух депо: №1 и №2. А Василий Жуменко уточнил, что депо №2 продолжает работать.

Тем временем в трамвайном депо №2 пытаются поставить "на колеса" еще два трамвая

Вышедшие из строя трамваи

Возможно, они еще выйдут на линии

- На сегодняшний день депо №2, откуда мы убрали «ходовой» подвижной состав и перевели его в депо №1 (депо №1 рассчитано более чем на 70 трамваев, - авт.), продолжает работать, но немного в другом ракурсе. Там в цехе производится «средний» ремонт трамваев. Мы практически поднимаем трамвай, загоняем туда в цех и ремонтируем. При этом агрегатный метод мы переместили в вагоноремонтные мастерские, которые были практически закрыты и не производили никаких ремонтов. Кроме того, большая часть людей с депо №2, а точнее лучшие специалисты, ушли в депо №1, что повысит качество ремонта подвижного состава. Часть людей ушли в троллейбусное депо, и часть - в вагоноремонтные мастерские. На сегодняшний день там стоит один трамвай и один троллейбус, и в депо №2 стоит два трамвая. Они будут отремонтированы в середине апреля и выпущены на линии, - рассказал Василий Жуменко.

В свою очередь Роман Васюков результатом объединения двух депо считает улучшение качества обслуживания подвижного состава. Благодаря этому только за полтора месяца «на колеса» были поставлены два трамвая, а новый трамвай стоит порядком пяти миллионов гривен.

вагоноремонтная мастерская на территории трамвайного депо №1

В вагоноремонтных мастерских собирают новые единицы подвижного состава

Кроме того, в связи с объединением депо предприятие сэкономило порядком 1,5 миллиона гривен.

- Оптимизация расходной части касается всех моментов работы предприятия. Например, горючесмазочный материал - только за февраль мы сэкономили на нем 20 тысяч гривен, услуги связи - три тысячи гривен, за счет перехода на другие тарифные платы. Это, может быть, мелочь, но когда все это умножить на 12 месяцев, то получается достаточно внушительная цифра, - подсчитал заместитель мэра.

Отметим, что по словам руководства КП «Николаевэлектротранс», за «базовое» для предприятия решили выбрать именно депо №1, так как там расположены административные здания.

В трамвайном депо №1 кипит работа

Известно, что вторым этапом оптимизации планировалось сокращение рабочего состава «Николаевэлектротранса». Несколько недель назад вице-мэр отмечал, что у него уже имеется даже список тех, кто попадает под сокращение. На сегодняшний день этот процесс продолжается.

- Оптимизация численности, на самом деле, происходит уже сегодня. Более 60 человек действительно подпадают под сокращение. В первую очередь это пенсионеры, - сообщил вице-мэр.

При этом Василий Жуменко уточнил, что сокращают не только пенсионеров, но и тех, кто нанес предприятию ущерб.

- Арифметика очень простая. Зарплатный «проект» предприятия - 25 миллионов гривен, государственная субвенция - чуть больше 14 миллионов, помощь городского бюджета - порядком 6 миллионов, собственных сборов в этом году будет шесть миллионов. Если все это просуммировать, то получится, что в принципе денег хватило бы только на заработную плату. А есть еще ремонт подвижного состава, его приобретение... Кроме того, необходимо закрывать долги, которые есть перед Пенсионным фондом. Есть контактная сеть, рельсовые пути. Сейчас это острая проблема, я буквально с понедельника пойду просить Владимира Дмитриевича Чайку о дополнительной финансовой помощи предприятию именно для ремонта рельсовых путей. Вопросов очень много, а без оптимизации численности персонала будет бросаться в глаза цифра 700 служащих при 40 единиц подвижного состава, - пояснил Роман Васюков.

Ведется работа и в направлении решения проблем, связанных с нежеланием горожан оплачивать проезд, или же желанием водителей «втихаря» заработать на продаже талонов. Хоть, как сообщил Василий Жуменко, выручка предприятия от реализации талонов выросла практически в два раза, произошло это в большей степени благодаря работе общественных формирований, представители которых помогают контролерам следить за недобросовестными пассажирами.

- Последние десять лет мало кто занимался вопросами, связанными, с одной стороны, с хищением теми же водителями средств, которые в качестве оправдания говорили о невыплате заработной платы. С другой стороны люди, пользующиеся на сегодняшний день услугами нашего электротранспорта, не имеющие льгот, почему-то считают, что за проезд платить совершенно необязательно, - возмущенно отметил Роман Васюков.

Мало того, по его словам, категории граждан попадаются разные, и, оказывается, для Николаева не редкость, что в адрес водителей и контролеров звучат угрозы от пассажиров, которые не желают оплачивать проезд. Случается, что для большего эффекта кое-кто даже использует холодное оружие. При этом Василий Жуменко отметил, что только за последнюю неделю насчитывается около 15 подобных случаев.

Вице-мэр сообщил, что в дальнейшем этот вопрос будет решаться с городским управлением милиции, чтобы правоохранители больше внимания уделяли этому.

А, в общем, статистика показывает, что николаевский пассажир, действительно разучился оплачивать проезд. Покупают талоны только 10% из всех, кто обязан это делать. Василий Жуменко настаивает: если николаевцы хотят, чтобы трамваи и троллейбусы ходили по городу в нужном количестве и в исправном состоянии, то они обязательно должны оплачивать свой проезд, покупая или проездные билеты, или талоны, которые продаются в киосках.

Кроме того, он напомнил, что у водителя нет никаких прав на то, чтобы брать деньги и при этом не выдавать талон. В некоторой степени водитель приучен пассажиром, который будто бы жалеет его в том, что он не получает заработную плату. Но Василий Жуменко уверяет, что сейчас зарплата водителям выплачивается даже с «опережением».

- У нас проводятся «недельники» по воспитанию пассажиров. Я уже веду переговоры с центрами занятости, чтобы у нас постоянно работала своя дружина предприятия. То есть, будут ездить люди в форме - кроме женщин, там должны быть и мужчины. Первая задача - воспитать пассажиров, чтобы они понимали, что нужно платить, ведь когда пассажир будет понимать, что его сегодня оштрафуют, он никому, в том числе водителю, не отдаст свой талон. Он обязательно попросит его. Контролеры работают таким же образом и с водителем. Много сегодня идет замечаний о нарушениях со стороны водителей. Мы сегодня внесли в положение, что водитель, которого поймали на нарушении в первый раз, - будет штрафоваться на 200 гривен, во второй раз - на тысячу гривен, а в третий раз он будет увольняться с предприятия «по статье», - поведал Василий Жуменко.

А Роман Васюков в свою очередь предложил «свободовцам», вместо того, чтобы критиковать КП «Николаевэлектротранс», заняться воспитанием пассажиров.

- Я буду благодарен «Свободе», если они помогут нам в отработке вопросов, связанных с помощью контролерам. Я знаю, там ребята молодые, они же, наверное, и бесстрашные. Я думаю, это будет лучшим доказательством того, что они действительно обеспокоены, озабочены и хотят что-нибудь изменить на нашем коммунальном предприятии, - подчеркнул регионал.

Завершая обсуждение того, что было сделано и в каких направлениях ведется работа, которая и на данном этапе уже дает свой положительный результат, вице-мэр рассказал, что буквально на днях в Николаеве планируется установить еще три киоска, в которых будут продаваться талоны и проездные билеты. Также, было окончательно принято решение о том, что с апреля николаевцы станут платить за проезд в электротранспорте 1 гривну.

Кроме того, на полпути решение вопроса об увеличении количества подвижного состава.

- На этой неделе мы обсуждали с Владимиром Дмитриевичем возможность приобретения 20 единиц подвижного состава, в первую очередь, троллейбусов. Сегодня острая необходимость в том, чтобы освободить от маршрутного транспорта проспект Ленина, и при этом увеличить там количество троллейбусов, - поделился вице-мэр.

Он уверен, что в случае получения субвенций, все это станет возможным. Совершенно очевидно для Романа Васюкова и то, что «Николаевэлектротранс» - предприятие, которое должно и будет дотировано, ведь это мировая, европейская практика. По его словам, «прибыльного электротранспорта нигде в мире нет».

- Были определенные сложности с финансированием из госбюджета - с выделением субвенций. В начале года мы добились равномерного распределения этих самых субвенций, но февраль показал, что 43% субвенций не дошло сейчас, а были перенесены на декабрь. Мы пока закрыли этот вопрос из городского бюджета, - отметил вице-мэр.

По словам Романа Васюкова, он попросил губернатора Николаевской области помочь решить вопрос с финансированием из госбюджета и глава облгосадминистрации сделал все, что от него зависит.

- Я очень благодарен Николаю Петровичу Круглову за то, что с его стороны есть полное понимание ситуации. Именно благодаря его жесткой позиции и авторитету удалось добиться того, что в марте эти денежные средства (средства, которые были недополучены из госбюджета в начале года, - авт.), будут предприятием дополучены. Это даст возможность выплачивать заработную плату и погашать существующую задолженность, - отметил вице-мэр.

Подводя итоги сказанного, следует отметить, что за полтора месяца сложно оценивать проделанную работу. Как подчеркнул заместитель городского головы, сделано было многое, причем сделано то, что, к сожалению, не делалось годами.

- Я думаю, что любого из перечисленных пунктов хватило бы для того, чтобы мы на протяжении нескольких месяцев могли бы сидеть здесь, ничего не делать и пиариться, но на этом мы не остановимся… Все это показывает, что мы, с одной стороны, обеспокоены, а, с другой стороны, не сидим, сложа руки, - заверил заместитель городского головы.

Он уверен, что за электротранспортом будущее, ведь это самый экологически безопасный вид городского транспорта. Вместе с тем, как не крути, но это на самом деле и «дорогостоящее удовольствие», и если не приложить максимум усилий и «потерять «Николаевэлектротранс» сегодня, следующие 50 лет ни троллейбусов, ни трамваев в Николаеве не будет».

Нынешнее руководство КП «Николаевэлектротранс» и вице-мэр Николаева, который курирует вопросы транспорта - оптимисты, поэтому уверены, что начатая масштабная реорганизация предприятия является путем к его реанимации.

Катерина Вовченко, специально для "Преступности.НЕТ"

Фотофакт