Генерал Москаль знает, как поступить с автором программы Януковича

14.04.2010 11:31

Г. Москаль, фотоnikvesti.com/
Г. Москаль, фотоnikvesti.com/
На фоне общей поствыборной вялости украинской оппозиции Геннадий Москаль смотрится «живчиком». Не проходит дня, чтобы министр внутренних дел «теневого правительства» не выступил с критикой в адрес команды Януковича-Азарова.

Не стало исключением и его интервью «Обкому».

- Каково «теневому» министру внутренних дел собирать информацию о своих визави в действующем МВД? Где вы ее добываете?


- Желающих передать мне информацию более чем достаточно. Причем не только статистику МВД, но и данные о некоторых министрах, политиках и пр. Передают информацию через знакомых, просто высылают из интернет-кафе на мой e-mail в Верховной Раде. Информации приходит масса, пошла такая «лавина». Но я все не могу озвучить, ведь это может быть и «подстава», понимаете? Я отдаю эти данные в проверку. Подтвержденная информация будет впоследствии озвучена.

- Эти данные вам, в основном, присылают анонимы?


- Нет. Я 34 года работал на оперативной работе. И первая моя специальность… были когда-то созданы такие агентурные подразделения «А». И мне люди передавали информацию, и при этом всегда знали, что от меня ничего не выйдет. Меня в МВД знают, поэтому мне спокойно доверяют.

- То есть это свои, проверенные люди?


- Конечно. Я могу в МВД добыть любую информацию - и секретную, и не секретную. И, согласно Закону о статусе народного депутата, я не обязан сообщать кому-либо об источниках получения информации. Даже если меня вызовут на Божий суд.

- Что из полученной за последнее время информации вызвало у вас наибольшую тревогу?


- Тревогу вызывает то, что МВД становится закрытой организацией.

- А что, оно раньше не было закрытой организацией?


- Нет, от Луценко можно было узнать все, даже то, что иногда и не положено было говорить. Но надо сказать, что он умел преподносить информацию.

А сейчас налицо отсутствие раскрытия резонансных дел. Никто не видит результатов. Если бы г-н Стогний видел - наверное, уже бы рассказал.

- Может, рано еще спрашивать?


- Нет, мы видим отсутствие раскрытия резонансных дел. К примеру, дела о взятках. Раньше брали и за 2-3 миллиона, 5 миллионов, 10… А в этом квартале, согласно статистическим данным работы МВД Украины за 1 квартал 2010 года, средний размер взятки, выявленной милицией, составляет 350 грн.

Такое впечатление, что министерство находится в состоянии спячки. Значит, будем его будить потихоньку.

- Та информация, которую вам передают, касается высших чинов МВД?


- Не только, но и вновь назначенных членов правительства, их заместителей, губернаторов и тому подобное.

- Конкретные, самые яркие случаи можете озвучить?


- Я озвучу только после того, как перепроверю их через свои источники. Мне даже по некоторым дали ксерокопии заграничных паспортов, фотографии домов, собственности, счета в банке.

- Наверное, самым резонансным из уже сделанных вами заявлений стало обвинение Виктора Балоги в незаконном перемещении чека на 125 миллионов евро через немецко-швейцарскую границу. Балога утверждает, что к этой истории непричастен. Вместе с тем, насколько нам известно, вы уже получили из СБУ ответ на ваш депутатский запрос по этому делу. Этот ответ дал вам надежду на дальнейшее расследование этого дела?


- Пока я получил отписку на трех рядочках: мы этим делом занимаемся и о результатах сообщим вам дополнительно.

- Кто подписал эту «отписку»?


- Заместитель главы СБУ (он же начальник Главного управления) г-н Ракицкий. Ну, я знаю его взаимоотношения с Балогой, поэтому надеюсь, что он все-таки доведет это дело до конца.

- И, помнится, вы заявили, что эта информация попала к вам из источников в Чехии…


- Вы знаете, я даже имею некоторые документы. Но в чем заключается проблема: у нас можно говорить что угодно и на кого угодно. А в Германии, к сожалению, существует положение в законе, согласно которому, если человек является потерпевшим, свидетелем или каким-либо участником любого правонарушения, то без его (или его адвоката) письменного разрешения никто никому и ничего на него не может выдать.

- То есть ситуация по этому случаю занятным образом повторяет историю с…


- …с Луценко. Помните, как туда поехал Шуфрич, гордой грудью зашел в прокуратуру Франкфурта-на-Майне, а его оттуда просто вышвырнули и сказали: у тебя есть разрешение? Нет? Тогда извини…

Поэтому мы дождемся, когда будет принято решение, и оно войдет в общую базу данных лиц, задержанных за контрабанду. Вот тогда мы все и опубликуем.

- Но на момент оглашения вами информации об этом случае четкого документального подтверждения у вас не было. А ведь общество ожидает от таких опытных представителей милиции, как вы, «железобетонной» достоверности аргументов. А в данной ситуации вы не представили четких документальных доказательств того, что г-н Балога провозил этот чек…


- И что, вы хотите, чтобы я поехал в Германию, залез и ночью вскрыл базу данных? Нет, мы пойдем другим путем. Я вам еще раз говорю: проанализируйте все мои заявления скандальные. Если что-то сказано безосновательно, я поднимаю руки. Но такого не было. Я понимаю ваше нетерпение, как пелось в советской песне: «Нет-нет-нет-нет, мы хотим сегодня, мы хотим сейчас». Но в оперативной работе всегда нужно терпение, потому что оно вознаграждается и дает конкретный результат. Подождем, еще не вечер. Год политический только начался.

- Публичная реакция Виктора Балоги на ваше заявление известна. А его неофициальная реакция к вам поступала?


- Я разве что Петевку (народный депутат группы «Единый Центр» - «Обком») вижу здесь и говорю: «Вася, ну не мог бы ты кусок отрезать от того чека и хоть один миллион дать на «Народную Самооборону»?

- И что г-н Петевка?


- Ну, он мне говорит: «Вы как та жвачка, которая пристает к ботинку, и нельзя ее никак отчистить» (смеется).

Дело в том, что я с Балогой не общаюсь уже с 2007 года, когда он меня «ушел» из СБУ и дал Гелетею и Дурдинцу команду посадить меня в тюрьму. И когда меня спрашивают, почему у меня такая агрессия в отношении Балоги, я всегда отвечаю: вы охотники? Так вы знаете правило охотника, что раненого зверя надо добить, потому что оставлять его опасно? Если вы взялись за меня и создали в Крыму, Днепропетровске, Черновцах, Закарпатье (вообще, везде, где я работал) специальные группы, и при этом ничего на меня не нашли, а натрезвонили на всю Украину - то какую вы сегодня хотите от меня реакцию? Чего вы начинали, если вы знали, что меня не кончите?

Я подал в суд 5 исков на СБУ. Они там своими методами тянули, а я ждал. Через год пошли решения суда. Одно, второе, третье - и все в мою пользу. И когда г-н Наливайченко увидел, что еще два решения - и ему будет очень плохо, - тогда пришли новые люди и говорят: ну, надо как-то помириться.

- Новые люди - это кто?


- Это г-н Присяжнюк, который у меня работал заместителем в Крыму (Анатолий Присяжнюк, назначенный Ющенко в ноябре прошлого года заместителем председателя СБУ, ныне указом Януковича - губернатор Киевщины - «Обком»). Ну, я уже не мог отказать. «Наказал» их в дорогом ресторане на обед - и на этом мы закрыли эту тему. Правда, на сайте они дали 5 опровержений этих дел и признали неправдивой эту информацию.

- А кто присутствовал в «дорогом ресторане» при этой беседе?


- Я, Присяжнюк и Наливайченко. Я знал тот ресторан и тамошнюю цену некоторым спиртным напиткам…ну, так, на хорошую сумму я их «наказал» за этот обед.

- Они не жаловались?

- Ну, думаю, когда получили счет, то пожалели, что пасквили на меня опубликовали (смеется).


- Нынешнее руководство СБУ вы не особо критикуете. Почему?


- В оппозиционном правительстве мне достаточно поля деятельности в качестве министра МВД. Тем более, что министр Могилев почему-то питает ко мне патологическую не то, что нелюбовь - ненависть.

- И в чем эта ненависть выражается?


- Он, говорят, как слышит мою фамилию - сразу начинает стучать кулаками и ногами. Даже тех моих знакомых, которые хотели устроиться на мелкие должности, - он всем звонил и говорил: это друзья Москаля, и если вы их примете, будете моими врагами.

- Ваши знакомые хотели устроиться на должности в системе МВД?


- Нет, на гражданские должности.

- Двух-трех человек можете назвать?


- Ну, один из них рекомендовался главой райгосадминистрации в одну из областей. И Могилев лично позвонил губернатору, написал письмо и сказал, что «только через мой труп он будет там». И все это - только за то, что он друг Москаля.

А свою дочь, которая работала в ГУВД Черновицкой области, я сам «уволил», сказал: «Зачем ждать, сиди дома». Коль уж все это перешло «на личности»…Политическая борьба не должна переходить на личные взаимоотношения.

Самое главное, что, вот, я сейчас на Пасху был дома в Черновцах, - и сотрудники милиции, с которыми я начинал работать, они, зная об этих отношениях и, видя, что я иду по правой стороне дороги, тут же переходили на левую сторону. Чтобы, не дай Бог, не поздороваться.

- Ваша «просветительская» деятельность по части «липовых» дипломов приобрела известность в Украине. Фамилия «Кислинский» стала уже нарицательным…


- Дело в том, что сегодня в Закарпатье по этой же причине не могут назначить заместителей губернатора. То есть у тех, кого хочет губернатор, дипломы куплены. А я в одном закарпатском интернет-издании сразу сказал: как только он подаст на них представления, я моментально отреагирую. И теперь они боятся назначать. Потому что в Закарпатье другая тенденция: легализация высшего образования там не такая тупая. Там человек едет в Молдову, Россию, Беларусь, покупает справку о том, что 3 года он отучился, скажем, в Молдовской Академии имени Штефана чел Маре - и уже здесь поступает на четвертый или пятый курс и получает диплом установленного образца. Но чтобы поехать или позвонить в Молдову или Россию, большого ума не надо. У нас даже (еще до революции) в Крыму был случай, когда нам пришлось ехать в Киргизстан и оттуда вычислять, что человек сдал левый диплом.

- А сколько таких предполагаемых замов губернатора в Закарпатье?


- По моим данным, 4-5 человек. Их дипломы у меня лично вызывают большие сомнения. И не только у меня, но и у самих закарпатцев.

- Все годы после оранжевой революции вы работали бок о бок с Юрием Луценко. Можете сказать, в чем заключались его главные ошибки на посту министра МВД?


- Главной ошибкой было увольнение всех, кто работал при Кучме. Этого нельзя было делать, об этом я говорил, но меня не слушали. Сегодня эту ошибку точь-в-точь повторяет Могилев: то есть убираются все, кто работал - не столько при Ющенко, сколько при Тимошенко. Вплоть до начальников райотделов, их заместителей.

- Ну, если вы сами говорите, что при Кучме хватало профессиональных людей в милиции, может, со стороны Могилева как раз будет логично вернуть?


- Тех уже вернуть невозможно, потому что они себе нашли работу, да и с тех пор прошло 5 лет. И ведь самое главное, что возвращают не профессионалов, а лиц неизвестно откуда. Один только пример - по Мукачево. Повторять, что было на мукачевских выборах, думаю, не надо? Так вот, речь идет о фигурантах лета 2004 года - Русине, Дерновом, Варцабе. Первые двое полгода находились в следственных изоляторах, а Варцаба - в розыске Интерпола. И сейчас всех вернули на руководящие посты! Русин - начальник ГУМВД Закарпатья, Варцаба - Прикарпатья, а Дерновой, будучи судимым (я уже получил копии приговора), назначается начальником ГУМВД Черкасской области.

Зачем, это делать, вот скажите?!

- Геннадий Геннадиевич, вы в свое время прошли в парламент по квоте Давида Жвании в списках «Народной Самообороны». Сейчас он и Луценко находятся по разные стороны баррикад...


- И с Луценко, и с Жвания я поддерживаю нормальные отношения. Это их выбор.

- Но вы сейчас на стороне Луценко. Упреки со стороны Давида Важаевича были?


- Упреков - нет. И я ему не делал никаких упреков. У него со многими «регионалами» давно были дружеские отношения, он был вхож в... я даже знаю, что, когда были гонения на него по гражданству и его хотели депортировать, то в его защиту внес свою лепту и Янукович…

Ситуация была сложной, и я не вижу в этом чего-то предосудительного. Это была глупость, дурость со стороны Ющенко, и все они сейчас это поняли. Все суды мы выиграли - 12 уголовных, административных и гражданских дел. Год и 7 месяцев ушли на хождение по судам.

Но, тем не менее, насколько я знаю, Жвания не записался в коалицию.

- Жвания предложил вам вступить в создаваемую им партию?


- Мы с ним еще на эту тему не говорили. Я не выходил из «Самообороны», не вступал в БЮТ. Меня пригласили в оппозиционное правительство. Говорила со мной лично Юлия Владимировна, она сказала: у нас таких нет, у нас есть прокурорские работники, экономисты, но сотрудников милиции, которые могли бы быть противовесом нынешнему руководству МВД, нет. Поэтому мы предлагаем вам.

Я согласился. Собственно говоря, у нас нет обязательств вступить в БЮТ или что-то в этом роде. Я имею свободу выбора и собственного мнения. Но, тем не менее, вхожу в оппозиционное правительство.

- К вопросу об оппозиции. Полнота власти уже сейчас в руках Януковича. Насколько беззащитной становится оппозиция? Ведь ни у Тимошенко с Турчиновым, ни у того же Луценко нет депутатской неприкосновенности...


- Вы знаете, для любой власти это большое искушение: имея в своем распоряжении и спецслужбы, и внешнюю разведку, и СБУ, и таможню с налоговой, МВД, - при желании можно растоптать и уничтожить любого. Но только того, на кого что-то есть. Но у меня, например, можно забрать только джинсы, костюм - ну и что? Будем в валенках ходить!

- Речь о другом. Узнавать о планах оппозиции - пускай на данный момент и очень вялой - серьезный бонус для власти. Как вы думаете, власть уже включила этот механизм: наружное слежение, подслушивание разговоров, и т.п.?


- Я лично знаю, по крайней мере, о двух представителях оппозиции, по которым «работают».

- Имена назвать можете?


- Зачем? Сразу станет видно, откуда эта информация ко мне пришла.

Почему сегодня, как вы говорите, оппозиция ведет себя «вяло»? Да потому что «вяло» ведут себя и Президент, и правительство...

- Ну, это лишь отчасти. На «кадровом» фронте все достаточно бойко.


- Ну, что «кадровое»? Вот, скоро будет 100 дней, и ему надо будет что-то сказать. Ну, поехал туда, встретился с одним, поговорил с другим - и что? Посмотрим бюджет, посмотрим действия правительства. Еще ничего нет, о чем мы сегодня будем говорить? Давайте подождем. Придет время - и все эти министры натворят массу ошибок. Экономическая ситуация не улучшится. Еще там Россия сбавит пару долларов на газ - но это Украине абсолютно ничего не даст!

Сегодня у них два варианта. Первый - так тянуть Януковича до выборов, что никакого улучшения жизни в стране не будет. Второй - Януковичу и его команде стать украинским Бальцеровичем, но при этом не иметь возможности победить на следующих выборах.

Сегодня люди почему-то привыкли мыслить так: вот, новая власть пришла - и уже завтра цены на сахар, крупу, муку должны понизиться. А тут новая власть пришла - и цены продолжает расти! И люди в недоумении: а как же? Мы же голосовали, нам же говорили!

Вообще, на мой взгляд, человека, который создал для Януковича эту программу «Украина для людей», - партии нужно этого человека просто убить, четвертовать и повесить! Он такое там понаписывал, что нужно минимум 10 бюджетов одновременно заложить в один. Ну, кто будет при рождении третьего ребенка давать по 150-200 тысяч гривень? Кто будет сразу всем молодым специалистам давать ключи на квартиру? Это бред! Или никто эту программу не читал?

Так вот, сегодня оппозиция и начнет свою работу - сразу после того, как появится проект бюджета. Тогда мы возьмем закон о социальных стандартах, про которые они так долго говорили, - и скажем: давайте, пересчитайте все, как написано в законе, с ноября! И возьмем программу «Украина для людей» - чтобы сверить ее со статьями Госбюджета.

И тогда вы увидите совершенно другую оппозицию.

Фотофакт